РАННЯЯ ПОМОЩЬ
Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет.
Дети, нуждающихся в услугах ранней помощи - дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, дети группы риска, а также их родители или законные представители. Целевые группы ранней помощи обозначены в «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года».
Целевые группы службы ранней помощи - дети в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития; семья с детьми, возрасте от 0 до 3 лет с отставанием в физическом или умственном развитии, нарушениями здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития; супруга (мать), в семье которой имеются дети в возрасте от 0 до 3 лет с отставанием в физическом или умственном развитии, нарушениями здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития; супруг (отец), в семье которого имеются дети в возрасте от 0 до 3 лет с отставанием в физическом или умственном развитии, нарушениями здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития.
Цель оказания услуг ранней помощи – содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограничениями жизнедеятельности и риском появления таких ограничений, нормализации жизни семьи, повышению компетентности родителей (законных представителей), включению ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества.
Программа ранней помощи - программа, направленная на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации.
Индивидуальная программа ранней помощи - программа, в которую включены объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи. Индивидуальная программа ранней помощи формируется междисциплинарной командой специалистов в соответствии с примерным перечнем услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации.
Междисциплинарная команда специалистов - группа специалистов, работающих в организации, предоставляющей услуги ранней помощи, и участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы ранней помощи. Все решения принимаются ими совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу. Предполагается, что в междисциплинарную команду могут входить специалист в сфере ранней помощи, врачи различных специальностей, психолог, специалист по социальной работе и другие специалисты. В связи с этим, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо проработать вопросы об обеспечении специалистов новыми компетенциями при их подготовке и переподготовке, а также при необходимости о внесении изменений в соответствующие образовательные стандарты.
ИПРА – индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида.
ИПРП – индивидуальная программа ранней помощи.
Дети с ограничениями жизнедеятельности и их семьи являются получателями 5 групп услуг: социальных услуг, услуг реабилитации, услуг абилитации, услуг сопровождения, услуг ранней помощи.
Группы социальных услуг, предоставляемые семье и детям с ограничениями жизнедеятельности
Социальные услуги |
Реабилитационные услуги |
Услуги абилитации |
Услуги сопровождения. |
Услуги ранней помощи |
социально-бытовые |
Социально-бытовая адаптация |
Развитие навыков самообслуживания у детей с дцп |
|
Формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка. Использование вспомогательных технологий и оборудования. |
социально-медицинские |
Медицинская реабилитация |
|
Содействие в получении медицинской помощи. |
Консультирование и обучение членов семьи. Развитие двигательной активности. Медицинские услуги по уходу за ребенком и по обучению уходу за больным ребенком. Патронажные услуги. Услуги по подбору питания ребенка.
|
социально-психологические |
Социально-психологическая реабилитация |
Развитие сенсорики, внимания предпосылок интеллектуальной деятельности Коррекция задержки психического и речевого развития. |
Содействие в получении психологической помощи |
Социально-психологические услуги. Психологическая помощь ребенку и семье.
|
социально-педагогические
|
Социально-педагогическая реабилитация |
Развитие познаватель-ной деятельности. |
Содействие в получении педагогической помощи |
Социально-педагогические услуги, направленные на формирование у детей позитивных интересов, в том числе в сфере досуга. |
социально-трудовые |
Трудовая (профессиональная) реабилитация |
Развитие навыков активной трудовой деятельности у слепых детей. |
|
|
социально-правовые |
|
|
Содействие в получении юридической помощи |
|
услуги в целях повышения коммуникатив-ного потенциала получателей социальных услуг |
коммуникативная реабилитация |
Развитие речи, средств коммуника-ции, способности общения. |
|
Формирование и развитие речи, навыков общения ребенка. |
Приказ Минтруда России Об утверждении типовых документов по организации предоставления ранней помощи
Примерный порядок направления детей детей на получение услуг ранней помощи
Распоряжение № 2723
Распоряжение 1839
Письмо Минтруда России №13 -510П-2774
Стандарт услуг ранней помощи
Методические рекомендации (пилотный проект)
Методические рекомендации
Методические рекомендации по определению критериев нуждаемости детей в получении ими услуг ранней помощи
Методические рекомендации по созданию программ и плана развития ранней помощи в субъекте Российской Федерации
Информационные материалы по раннему выявлению признаков нарушения здоровья детей, в том числе психологического, с целью оказания ранней помощи и профилактики инвалидности
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями
Схема межведомственного взаимодействия при реализации региональной программы ранней помощи